--> --> -->

 

 

 

 

-->

 

 

 

 

•Оценочная деятельность


Стимулирование ученика к учебной деятельности
 
Уровень
Оценочные суждения
Создание ситуаций достижения успеха
Первый
(низкий)
1 – 2 балла
Хорошо, ты узнал…
Ты смог найти…
Ты выполнил задания на 1(2)балла
Ты можешь…
Ты справишься…
Попробуй сделать…
Я тебе помогу.
Второй
(удовлетворительный)
3 – 4 балла
Хорошо, ты смог запомнить…
Ты можешь рассказать…
Ты выполнил задания на 3(4)балла
Ты сможешь запомнить…
Ты знаешь…
У тебя получается…
Ты уже умеешь…
Третий
(средний)
5 – 6 баллов
Молодец, ты понимаешь…
Ты уже объясняешь…
Ты выполнил задания на 5(6)баллов
Это задание ты можешь выполнить самостоятельно.
Ты можешь сам исправить ошибки.
Ты можешь попробовать объяснить.
Четвертый
(достаточный)
7 – 8 баллов
Очень хорошо, ты можешь привести примеры.
Ты уже самостоятельно исправляешь ошибки.
Ты выполнил задания на 7(8)баллов
Ты знаешь правильный ответ.
Ты можешь привести свои примеры.
Ты знаешь, как объяснить.
Пятый
(высокий)
9 – 10 баллов
Отлично, ты свободно пользуешься материалом.
Ты умеешь выполнять сложные задания.
Ты заслужил 9 (10) баллов.
Ты умеешь делать выводы.
Ты можешь составить план.
Ты можешь придумать.
Ты можешь составить рассказ.
Ты справишься со сложным заданием.
 
Стимулирование ученика к учебной деятельности
 
Уровень
Оценочные суждения
Создание ситуаций достижения успеха
Первый
(низкий)
1 – 2 балла
Хорошо, ты узнал…
Ты смог найти…
Ты выполнил задания на 1(2)балла
Ты можешь…
Ты справишься…
Попробуй сделать…
Я тебе помогу.
Второй
(удовлетворительный)
3 – 4 балла
Хорошо, ты смог запомнить…
Ты можешь рассказать…
Ты выполнил задания на 3(4)балла
Ты сможешь запомнить…
Ты знаешь…
У тебя получается…
Ты уже умеешь…
Третий
(средний)
5 – 6 баллов
Молодец, ты понимаешь…
Ты уже объясняешь…
Ты выполнил задания на 5(6)баллов
Это задание ты можешь выполнить самостоятельно.
Ты можешь сам исправить ошибки.
Ты можешь попробовать объяснить.
Четвертый
(достаточный)
7 – 8 баллов
Очень хорошо, ты можешь привести примеры.
Ты уже самостоятельно исправляешь ошибки.
Ты выполнил задания на 7(8)баллов
Ты знаешь правильный ответ.
Ты можешь привести свои примеры.
Ты знаешь, как объяснить.
Пятый
(высокий)
9 – 10 баллов
Отлично, ты свободно пользуешься материалом.
Ты умеешь выполнять сложные задания.
Ты заслужил 9 (10) баллов.
Ты умеешь делать выводы.
Ты можешь составить план.
Ты можешь придумать.
Ты можешь составить рассказ.
Ты справишься со сложным заданием.
Эффективное и неэффективное поощрение
 
Эффективное поощрение
Неэффективное поощрение
1. Осуществляется постоянно
1. Осуществляется от случая к случаю.
2. Сопровождается объяснением, что именно достойно поощрения.
2. Делается в общих чертах.
3. Учитель проявляет заинтересованность в успехах учащегося.
3. Учитель проявляет минимальное, формальное внимание к успехам учащегося.
4. Учитель поощряет достижение определенных результатов.
4. Учитель отмечает участие в работе вообще.
5. Учитель сообщает учащемуся о значимости достигнутых результатов.
5. Дает учащемуся сведения о его достижениях, не подчеркивая их значимость.
6. Учитель ориентирует учащегося на умение организовать работу с целью достижения хороших результатов.
6. Учитель ориентирует учащегося на сравнение своих результатов с результатами других, на соревнование.
7. Учитель дает сравнение прошлых и настоящих достижений учащегося.
7. Достижения учащегося оцениваются в сравнении с успехами других.
8. Поощрение для данного учащегося соразмерно затраченным этим учащимся усилиям.
8. Поощрение независимо от усилий, затраченных учащимся.
9. Учитель связывает достигнутое с затраченными усилиями, полагая, что такой успех может быть достигнут и впредь.
9. Учитель связывает достигнутый результат только с наличием способностей или благоприятных обстоятельств.
10. Учитель воздействует на мотивационную сферу личности учащегося, опираясь на внутренние стимулы: учащийся с удовольствием выполняет задание либо потому, что оно интересно, либо потому, что хочет развить соответствующее умение и получить удовлетворение от самого процесса обучения.
10. Учитель опирается на внешние стимулы: учащийся старается лучше выполнить задание, чтобы заслужить похвалу учителя или победить в соревновании, получить награду.
11. Учитель обращает внимание учащегося на то, что повышение успеваемости зависит от реализации его потенциальных возможностей.
11. Учитель обращает внимание учащегося на то, что его прогресс в учебе зависит от усилий учителя.
12. Учитель способствует проявлению заинтересованности в новой работе, когда прежнее задание выполнено.
12. Учитель вторгается в процесс работы, отвлекает от необходимости постоянной работы.
 
 
 
Известно, что успешность учебной деятельности зависти от многих факторов психологического и педагогического порядка: насколько у ребенка сформированы знания и представления об окружающем мире, от уровня развития речи, развития познавательной активности и самостоятельности, степени овладения общеучебными и предметными умениями, психологической и социальной готовности к школе. Успех ученика определяется и мотивацией, побуждающей к деятельности. Чем выше сила мотивации, тем выше результативность деятельности. Слабость мотивов и их неустойчивость сказывается на результатах учебной деятельности.
Выделяют два типа мотивации:
·        Мотивация успеха
·        Мотивация боязни неудачи
Мотивация успеха позитивна. Ученики этого типа обычно активны, инициативны. Если встречаются препятствия – ищут способы их преодоления.
Мотивация боязни неудачи относится к негативной сфере. При данном типе мотивации ученик стремится прежде всего избежать неудачи, порицания, наказания. Ожидание негативных последствий становится в данном случае определяющим. Еще ничего не сделав, ученик уже боится возможного провала.
Надо сказать, что у большинства детей с трудностями в обучении присутствует данный тип мотивации. В силу особенностей своего психофизического развития такие ученики не усваивают школьную программу, постоянно относятся к числу неуспевающих и слышат большое количество нарицаний как со стороны своих сверстников, так и со стороны учителей и родителей. Свою негативную роль здесь играет система оценивания учебной деятельности.
С момента появления ребенка в школе учитель начинает использовать отметку как средство, побуждающее ученика к активной работе, то есть пользуется отметкой как мотивирующим средством. Но, при оценивании детей с ОПФР это не срабатывает. В результате имеющихся особенностей развития ученики с трудностями в обучении постоянно допускают большое количество ошибок и, соответственно, получают низкие отметки, которые в свою очередь пагубно сказываются на обучении и эмоциональном настроении учеников. Неудача или мысль о том, что они не справились с заданием, влияет на их самооценку.
Исследование данной проблемы постепенно меняет подходы к вопросу: какова должна быть система оценивания учащихся с ОПФР.
В настоящее время сотрудниками Центра специального образования предлагаются новые системы оценивания результатов учебной деятельности учащихся с ОПФР, основанные на принятой в общеобразовательных школах десятибалльной системе оценки. Они учитывают особенности речевого развития детей с трудностями в обучении и интеллектуальной недостаточностью, их специфические ошибки в устной и письменной речи.
Кроме того, стимулирующая функция новой системы оценивания достижений учащихся младших классов заключается в феномене положительной оценки «вложенного труда» путем использования диапазона отметок или баллов адекватно установленному уровню учебной деятельности и «снимает» состояние тревожности и страха у ученика.
Здесь важно сравнивать достижения ученика не с достижениями сверстников, а со своими собственными.
Каждое продвижение ребенка в учении, его старание и желание учиться должны вызвать положительную оценку со стороны учителя. Ученика, впервые правильно прочитавшего слова, учитель поощряет не меньше того, кто раньше хорошо начал читать слова и даже предложения.
Таким образом, контрольно-оценочная деятельность учителя должна включать два критерия:
·        Баллы (от 1 до 10)
·        Оценочные суждения учителя
Характеристики таких суждений возрастают от уровня к уровню и позволяют ученику определить, за какой объем знаний и качество выполнения задания он получил тот или иной балл (см. таблицу).
Стимулирование школьника с ОПФР находится в тесной связи с формированием мотивации достижения успеха в учении, что во многом зависит от того, как педагог обращается с ним, когда он добивается успеха или терпит неудачу. При этом учет проявления индивидуальных качеств и свойств личности «снимает» у школьника состояние страха и стимулирует его к продвижению, достижению более высоких результатов. Так реализуется стимулирующая функция новой системы оценивания.
Поощряемые ученики достигают значительно больших успехов по сравнению с теми, кто никак не поощрялся.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 


 

 

220024 Адрес: ул.Асаналиева,16
тел. +37517-277-46-17, e-mail: sch62@minsk.edu.by
Еще контакты и карта расположения
Администратор ресурса Босацкая М.Ю.